Меню

Что нужно знать тренеру о мышцах

Что нужно знать, чтобы стать фитнес-тренером?

Автор: Тимко Илья — владыка всея сайта и фитнес-тренер.
Дата: 2019-09-28

Статья написана при поддержке центра дистанционного обучения «Специалист». Объём знаний хорошего тренера воистину велик и необъятен. Вот что должен знать любой уважающий себя тренер.

1. Биомеханика

По сути, это не только знание техники упражнений. Техника упражнений, это частное проявление биомеханики. Тренер должен знать и понимать, в чём отличия между теми или иными вариантами техники не только визуально, но и с точки зрения биомеханики.

Например, приседает человек не так, как показано в учебнике. Многие тренера его тут же начинают поправлять и ставить ему классическую технику приседаний. А может быть, в силу особенностей длинны его рычагов (спина, руки, ноги), ему нужно приседать именно так, как он делал? Тренеры без фундаментальных знаний биомеханики просто не будут брать это в расчёт.

Между тем, история знает много олимпийских чемпионов, техника которых была такой, что никто так не делал. Посмотрите на ножницы (толчок штанги с груди) знаменитого Юрия Варданяна. Ни один тренер не будет обучать своих воспитанников такой технике! Но между тем — никто так и не смог превзойти его результат в толчке.

Здесь я имею в виду в первую очередь анатомия опорно-двигательного аппарата. Конечно, нет необходимости знать абсолютно все мышцы и кости, но основные – знать обязательно. Основных мышц не так много. Едва наберётся 30 – 40 (из более чем 600). То же самое и с костями.

3. Физиология

Имеется в виду – спортивная физиология. Нужно знать, откуда организм расходует энергию и как её потом восполняет. Как сокращаются мышцы. Нужно понимать, из чего состоит сила мышц и выносливость организма. Что влияет на эти показатели. Что приводит к перетренированности и сверхвосстановлению. И многое другое. Я бы назвал физиологию – фундаментом именно для профессии тренер.

4. Диетология

Не обязательно быть профессиональным диетологом. Лично я владею лишь азами диетологии. В принципе – этого достаточно. Диетология – очень обширная наука и охватить её всю могут далеко не все тренеры. Но азы знать вы должны. Сколько надо ккал, белков, жиров и углеводов тому или иному человеку для тех или иных целей – вот что я называю азами. Не лишним так же знать основные виды белков, жиров и углеводов и их отличия между собой.

5. Знание спортивного питания

Спортпит сейчас употребляю почти все, кто хоть немного занимается физической нагрузкой. И даже те, кто ей не занимается. То или иное спортивное питание всё чаще назначают врачи своим пациентам. И если ваш подопечный спросит что такое креатин и нужен ли он ему ,а вы не сможете на это ответить – то это будет выглядеть глупо.

Вы должны не только знать виды спортпита, его состав и что для чего надо применять, но и должны хорошо ориентироваться на рынке, так как зачастую человек просит чтобы вы ему посоветовали конкретного производителя, например.

Здесь я имею в виду в первую очередь не сколько допинги, сколько легальные аптечные препараты: калия оротат, левзея, панангин и т. д. Все это есть в каждой аптеке и активно используется спортсменами. И не только профессионалами. Различные мази, противовоспалительные средства при ушибах и растяжениях – всё это вы должны знать и при необходимости посоветовать не только что купить, но и как использовать.

7. Травматология

Архиважно! Ни одни тренировки рано или поздно не обходятся без травм. Увы. Боли в суставах, растяжения, бурситы, вывихи т. д. Вы должны знать, какие упражнения можно дать, при тех или иных травмах, а какие – нет. Более того, вы должны уметь так подобрать тренировки, чтобы человек не просто мог тренироваться, но ещё и с помощью этих тренировок помогать себе заживлению этих травм. То есть вы должны ещё и разбираться в ЛФК (лечебная физическая культура).

8. Заболевания спины

Примерно половина людей, приходящих в зал, имеют те или иные заболевания спины: сколиозы, остеохондрозы, кифозы, грыжи, протрузии, смещения позвонков и т.д. Конечно, есть специальные врачи, но они, как правило, далеки от знаний физкультуры вообще и техники упражнений в частности. И не могут толком сказать, что и как можно делать в зале при том или ином заболевании спины. И все это ложится на ваши плечи. Вы должны не только подобрать тренировку, которую человек мог бы сделать, но и подобрать её так, чтобы это пошло на пользу спине.

9. Психология

Вот, например, пришёл ваш клиент на тренировку и не хочет тренироваться. Вы должны понять, действительно ему сейчас лучше снизить нагрузку, или просто ему лень? Так же подбор правильной мотивации для каждого человека, это задача в первую очередь психологическая. На одного нужно прикрикнуть, а на другого воздействовать более мягко. Я бы даже сказал незаметно для него самого.

10. Оказание первой помощи

Вот упадёт ваш клиент в обморок от резкого снижения давления. Что будете делать? Или, наоборот, кровь пойдёт из носа из-за повышенного давления. Или палец себе сломает, например. У меня случались все эти варианты. Да, зал, это место повышенной травмоопасности, и вы должны быть к этому готовы. А если, например, у человека пролапс клапана или порок сердца, а он вам не сказал, и у него сердце остановилось во время тренировки. Умеете делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание?

Также не лишним будет обладать знаниями в области растяжки, массажа, использования различного оборудования (резина, TRX, сэндбэг, гири и т. д.) и многое другое. Поэтому, я и сказал в начале, что воистину, тренер должен обладать колоссальным объёмом знаний и умений.

P. S. Приказом Минтруда России от 28.03.2019 N 191н утвержден профессиональный стандарт для тренеров и инструкторов. С 1 января 2020 года начнутся проверки Роспотребнадзором всех спортивных заведений на соответствие требованиям указанного профессионального стандарта. В связи с этим хочу порекомендовать всем фитнес тренерам центр по повышению тренерской квалификации «Специалист», где вы можете прослушать лекции по многим из тех тем, которые я привёл в этой статье. Всем удачи!

источник

Нужна ли тренерам анатомия и физиология?

Давайте разберемся, зачем тренеру необходимы анатомические и физиологические знания.

Посмотрим на ситуацию сначала глазами рядового энтузиаста бодибилдинга (которыми и являются, к сожалению, большинство персональных тренеров). Допустим, тренер знает, что для развития грудных мышц нужно выполнять упражнение «жим лежа». Причем, знает, как выполнять правильно и безопасно. И еще он знает, что «пучки частей большой грудной мышцы, заметно конвергируя, проходят в латеральном направлении и прикрепляются к гребню большого бугорка плечевой кости». Какая связь между этими фактами? НИКАКОЙ! Т.е. человек может спокойно выполнять это упражнение и укрепить свою грудную мышцу, совершенно не представляя, где она находится. Точно так же, как водитель автомобиля может эффективно управлять им, не зная, как он устроен.

Так необходимо ли тренеру знать анатомию и физиологию и, если да, то зачем? Давайте попробуем разобраться…

Чтобы понять, что нужно знать персональному тренеру, а что нет, придется для начала ответить на вопрос: а в чем заключается его деятельность в качестве сотрудника фитнес-клуба? Давайте оставим в стороне такие роли персонального тренера, как работник сферы услуг и продавец услуги «персональная тренировка» и остановимся на его ролях в качестве тренера и консультанта. Подбирая и дозируя нагрузки, а также консультируя по вопросам здорового образа жизни и питания, он удовлетворяет потребности клиента в изменении своей физической формы и повышении уровня здоровья.

Для выполнения этих задач (впрочем, как и любых других) ему необходимо знать и соблюдать некую ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ. В работе персонального тренера она должна содержать описание действий по определению степени готовности человека к нагрузкам, параметров нагрузки для ее дозирования, режимов нагрузки, соответствующих типовым целям клиентов, стандарты нормирования нагрузки и правила организации тренировочных занятий. Плюс добавьте сюда штук тридцать-сорок основных упражнений.

Советуем прочитать:  Упражнения для растяжения икроножных мышц

Так вот, перечисленная выше информация в сжатом виде занимает 10-20 страничек печатного текста и может быть освоена смышленым человеком ЗА НЕДЕЛЮ!

Речь, конечно же, идет о т.н. «натаскивании». Достаточно дисциплинированный человек, работая строго по технологии и обладая хорошими коммуникативными способностями, может быть ДОСТАТОЧНО эффективным при выполнении своей работы. Однако с таким уровнем знаний и умений связан ряд проблем.

Персональный фитнес-тренинг специфичен:

во-первых, до настоящего времени четко определенной и зафиксированной технологии работы фитнес-тренера нет. Даже американские источники (“Fitness: The Complete Guide” американской учебной организации ISSA, “Personal Trainer Manual” организации ACE, “Essentials of Strength Training and Conditioning” учебной организации NSCA и учебник “The Complete Book of Personal Training”, Douglas S. Brooks) дают несколько размытое представление о такой технологии. Взгляды на технологию работы тренера достаточно разнообразны, во многом противоречивы и даже спорны.

во-вторых, в этой должности зачастую оказываются энтузиасты бодибилдинга и фитнеса, а также спортсмены этих видов спорта. Единственный источник знаний для них – либо популярная литература этой тематики, либо советы тренеров или людей, имеющих некий авторитет в этой субкультуре.

В силу этих причин очень часто технологии и методики, применяемые в фитнес-индустрии и коммерческом любительском бодибилдинге, абсолютно не системны, научно не обоснованы, не опираются на общие принципы тренировки (по причине не знания оных) и выглядят как пестрое лоскутное одеяло. Как говорится, «у каждого додика своя методика».

Дополнительная путаница вносится еще и по следующей причине. Человеческий организм, обладая колоссальным адаптационным возможностями, часто приобретает благоприятные изменения даже вопреки безграмотным тренировочным методикам. Особенно если тренировочный процесс подкреплен фармакологической поддержкой, столь популярной у любителей бодибилдинга. В качестве яркого примера можно вспомнить жуткие тренировочные программы Арнольда Шварценеггера, описанные им в своей печально известной энциклопедии, копируя которую, многие энтузиасты бодибилдинга приобрели серьезные проблемы со здоровьем.

При этом энтузиасты и спортсмены из бодибилдинга в силу своего значительного тренировочного стажа и внушительных внешних данных могут иметь достаточно высокий авторитет среди тренерского состава фитнес-клуба и диктовать моду на тот или иной подход к тренировочному процессу. Поэтому внедренные правильные технологии, методики и стандарты, не подкрепленные ПОНИМАНИЕМ их физиологического воздействия и целесообразности, могут выполняться отчасти или не выполняться вообще. А значит, и результат такой попытки организовать работу по правилам, единым для всех тренеров, будет если не нулевой, то минимальный.

Итак, вернемся к знаниям, необходимым персональным тренерам. Они выстраиваются в следующую логическую последовательность:
1. Анатомия (строение человека, из чего он состоит)
2. Физиология (как он функционирует)
3. Физиология спорта (как он функционирует под нагрузкой)
4. Теория тренировки (понимание тренировки как частного проявления физиологических процессов, общие принципы и закономерности)
5. Методика тренировки (анализ различных по направленности тренировочных воздействий)
6. Технология фитнес-тренировки (описание работы фитнес-тренера)

Итак, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ изучение перечисленных выше блоков дает в конечном итоге ПОНИМАНИЕ той технологии, по которой предлагается работать специалисту, и тех методик, рекомендаций, ограничений, которые ему нужно будет в своей работе использовать.

Задача эта наиважнейшая. Однако она будет решена лишь в том случае, когда организованное обучение содержит все перечисленные выше этапы, которые как бы нанизаны на одну логическую ось и приводят к абсолютно конкретному результату – знанию и пониманию КОНКРЕТНОЙ технологии работы. Именно эта цель будет определять объем и содержание всех предыдущих блоков программы.

Кроме этого, в силу, увы, невысоких способностей тренерского состава к пониманию и усвоению материала и его логическому осмыслению, подача материала по анатомии и физиологии должна быть обеспечена максимальным количеством «зацепок» материла за конкретные примеры из практики фитнес-тренинга и работы персонального тренера. В процессе освоения начальных уровней программы, анатомии и физиологии, преподаватель должен как можно чаще предлагать решать проблемные задачи из практики тренерской деятельности, опираясь на усвоенный материал. Многолетняя образовательная деятельность показывает полное отсутствие у этого контингента слушателей способности самостоятельно увязывать теоретические знания по анатомии, физиологии и биомеханике с теми задачами, которые им приходится решать в их профессиональной деятельности. Экзамены нередко проявляют парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию: слушатель на «отлично» сдавал экзамены по анатомии и физиологии, затем в попытке решить элементарные задачи из практики фитнес-тренинга продолжал опираться на почерпнутые из популярных бодибилдерских журналов мифические концепции.

Поэтому, повторю еще раз, программу обучения следует организовывать, ставя абсолютно конкретные задачи по освоению определенной технологии или методики тренировки.

В практике управления персоналом в сфере фитнес-бизнеса сплошь да рядом можно наблюдать следующую картину. Оглядев в очередной раз критическим взором тренерский состав своего клуба, фитнес-директор, менеджер подразделения или HR-менеджер заключает (руководствуясь, скорее всего, субъективными ощущениями), что уровень их профессиональных знаний недостаточен. К огромному сожалению, они руководствуются лишь пониманием того, что «сотрудников нужно обучать и развивать», приблизительным знанием, что «тренеры должны знать анатомию и физиологию, да еще не вредно им узнать о чем-нибудь новом в области фитнес-тренинга», а также, вероятно, желанием сэкономить. Поэтому организатор обучения приглашает преподавателя по анатомии (убеленного сединами, заслуженного и уважаемого профессора), по физиологии (седина, профессор) и, спросив тренеров, какого-нибудь харизматичного, известного в этой среде, эксперта по тренингу.

В конечном итоге, даже получив обратную связь от слушателей, что «программа была интересной и полезной», в работе тренерского состава не меняется НИЧЕГО! Причем каждый из преподавателей отработал весьма качественно. Вспомните Райкина: «Я лично пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет — пришиты намертво!»

Единственный и самый главный результат такого обучения – снижение у самого организатора программы и его руководства внутреннего ощущения тревоги или неудовлетворенности от предполагаемого ими невысокого уровня знаний у тренерского состава. Обучение провели, на душе полегчало, перед руководством отчитались, тренеры с облегчением вздохнули: «Все, слава богу, отстали, можно вернуться к своей обычной работе – «рубить персоналки».

Лежит ли этот результат в русле стратегических задач организации? Вопрос, как мне кажется, риторический…

источник

12 фактов про фитнес, о которых вам не расскажет тренер

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Здоровый образ жизни выбирает все больше людей. Чтобы лучше выглядеть и прекрасно себя чувствовать, многие выбирают фитнес. Но, как и любым делом, спортом нужно заниматься с умом.

AdMe.ru узнал любопытные факты о фитнесе, которые помогут сделать ваши тренировки более эффективными, полезными и приятными. А в конце статьи вы найдете бонус, который, возможно, добавит мотивации для занятий спортом.

1. Заметного результата придется ждать достаточно долго

Не стоит ожидать слишком быстрых результатов от занятий в тренажерном зале. Те, кто хочет похудеть к лету или к Новому году за 2 месяца, скорее всего, потерпят неудачу. Конечно, все зависит от изначального качества вашего тела, веса, а также возраста. В любом случае первые результаты тренировок вы заметите примерно через 2–3 месяца. Другие же увидят положительные изменения вашего тела не раньше чем через полгода. Также важно понимать, что залог успеха — это регулярность, частота тренировок и грамотное питание. От двух ударных тренировок в неделю особой пользы не будет. Вы сможете достичь хороших результатов при 3 силовых и 2 кардиотренировках в неделю. Причем не обязательно тратить на зал 5 дней в неделю. В качестве кардионагрузки вполне может выступать обычная прогулка.

Советуем прочитать:  Тренировка грудных мышц на вдох

2. Не всегда получится достичь желаемого результата

Если у вас в голове сложился образ идеальной фигуры и вы хотите достичь такого результата при помощи фитнеса, будьте готовы к тому, что это может не получиться. Во-первых, стоит учитывать изначальные, генетические данные каждого человека и особенности телосложения. У кого-то мышцы от природы растут лучше, а у кого-то более быстрый метаболизм. Кроме того, многие профессиональные спортсмены и фитнес-тренеры используют специальные препараты, чтобы добиться желаемой фигуры. Ставя перед собой недостижимую при ваших данных цель, вы можете не только потерять мотивацию, но и обзавестись не вполне гармоничной фигурой. Для постановки правильной цели нужно объективно себя оценить, учесть свои возможности и ограничения и постараться добиться максимально хорошей формы при своих исходных данных.

3. Обычно достаточно 5–7 занятий с тренером

Тренеры очень любят говорить, что каждому нужна персональная программа тренировок и что самостоятельно вы не сможете ее составить. Это не так. Вам нужен тренер, который поставит технику. Обычно 5 занятий для этого достаточно. Дальше вы сможете заниматься сами. Примерно через полтора месяца можно взять несколько занятий у другого тренера, чтобы он проверил, все ли верно вы делаете, и ответил на накопившиеся вопросы. Больше тренер объективно не нужен. Другое дело, что занятия с тренером сильнее дисциплинируют, но это уже вопрос личной мотивации.

4. Только базовые упражнения помогут построить красивое тело

Тренерам выгодно держать клиента около себя как можно дольше, поэтому они часто пренебрегают базовыми упражнениями и предлагают множество изолирующих на разные группы мышц. Но важно понимать, что именно на базовых упражнениях нужно сосредоточиться, чтобы достичь хорошего результата. Базовые упражнения — это выпады, жимы, становая тяга, приседания и отжимания. Мышечный корсет строится именно благодаря им. При этом базовые упражнения тоже имеют разную эффективность. Важно опытным путем понять, на какие упражнения лучше отзываются ваши мышцы. Для развития ягодичных мышц, например, кому-то больше подходят приседания, а кому-то — выпады. Конечно, изолирующие упражнения тоже важны, более того, обычно их интереснее и приятнее выполнять, но ограничиваться только ими не стоит.

5. Спортпит, как правило, вообще не нужен

Новички, которые только пришли в зал, часто верят в волшебную силу спортивного питания. На самом деле, если у вас достаточно разнообразный и грамотный рацион и вы не хотите участвовать в конкурсе бикини, вам не нужен спортпит. Даже если тренер в зале настойчиво будет предлагать вам протеин или жиросжигатель, не поддавайтесь. Возможно, он просто хочет немного на вас заработать, порекомендовав вам волшебное средство из местного фитнес-бара. Вам не нужен жиросжигатель, вы и так будете худеть. Правильное питание плюс регулярные тренировки в перспективе дадут вам красивую фигуру безо всякого спортпита.

6. С помощью фитнеса не обязательно получится полностью избавиться от целлюлита

То, что не существует антицеллюлитной косметики, кажется, поняли уже все. Но еще бытует стойкое убеждение, что регулярные спортивные нагрузки помогут вам навсегда забыть об этой проблеме. Это не совсем так. Любые тренировки, силовые или кардио, сами по себе не убирают целлюлит. Даже если вы качественно тренируетесь, но при этом много едите, пусть и здоровую еду, целлюлит вполне может остаться. Есть и хорошая новость: если вы будете регулярно заниматься и следить за питанием, то целлюлит будет значительно менее выражен.

7. Чтобы добиться красивого пресса, не обязательно часто его качать

В зале многие любят качать пресс на каждой тренировке, но на самом деле это не так уж необходимо. Более того, при определенных упражнениях можно, наоборот, только расширить талию. Если вы хотите красивый пресс, не стоит его целенаправленно напрягать. Мышцы живота получают достаточно нагрузки во время базовых упражнений. Приседания и выпады прорабатывают мышцы намного лучше скручиваний. Так что вам хватит одной тренировки на пресс в неделю.

8. Красивое тело нельзя построить только с помощью пилатеса, танцев и йоги

Дело в том, что для построения красивого рельефного тела нужны мышцы, а они прорабатываются только при силовых тренировках. Кроме того, мышцы сжигают больше калорий, потому что на их питание и поддержание уходит много энергии.
Групповые занятия типа пилатеса, разнообразных танцев и йоги — отличное дополнение к тренажерному залу, но не полноценная замена. Если ваша цель — не просто сбросить пару лишних килограммов и получить хорошее настроение, то не забывайте про силовые тренировки.

9. Женщинам нужно делать больше подходов и меньше отдыхать после упражнений

Мужской и женский фитнес отличаются. Залог успеха женских тренировок — больше подходов и повторений с короткими промежутками отдыха. Дело в том, что женщины, в силу природных данных, не могут тренироваться до отказа мышц, поскольку есть внутренняя установка не надорваться. Поэтому женщинам нужно догружать мышцы и брать их многоповтором, а не предельным весом. Также женщинам достаточно отдыхать 30–40 секунд между подходами, в отличие от мужчин, которым необходимо восстанавливать силы после больших весов.

10. Нельзя много тренироваться и мало есть

Дефицит калорий необходим, если вы хотите сбросить вес. Тем не менее важно не впадать в крайности. Если вы будете много заниматься в зале и при этом мало есть, то ваш организм ответит замедлением метаболизма и переключится на режим сбережения энергии. Поэтому не стоит усиленно тренироваться каждый день и значительно урезать калории: так вы только изнурите себя и свой организм. Кроме того, перегруженный организм испытывает стресс, а это значит, что он склонен к набору веса впрок. Если хотите сбросить вес, попробуйте не есть 1–2 часа после силовой тренировки.

11. Кардиотренировки должны быть грамотными

Кардиотренировки — это полноценный вид тренировок. Во время кардиосессии вы тренируете сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышаете свою выносливость и сжигаете жир. Если вы выделяете для кардио отдельный день, то помните, что процесс жиросжигания запускается только после 40 минут занятий. То есть в общей сложности вам нужно провести на беговой дорожке или на эллиптическом тренажере больше часа. В том случае, если вы выполняете кардиосессию сразу же после силовой тренировки, то жиросжигание начинается с первой минуты, поэтому вам будет достаточно 20 минут.

При выполнении кардиотренировок следите за пульсом. Он должен быть в определенных рамках. Так, если пульс не достигает нижней границы частоты сердечных сокращений, вы получите весьма слабый результат. А если пульс будет выше верхнего предела, то вы рискуете своим здоровьем.

12. Хорошую фигуру можно иметь и без спортзала

Если у вас хорошие природные данные, вы не злоупотребляете вредной едой и алкоголем, то можете построить красивую фигуру самостоятельно, без спортзала. Главное — это регулярные и постоянные тренировки. Постоянство — это 90 % вашего успеха. Если вы будете регулярно заниматься дома несколько раз в неделю, ходить пешком и придерживаться здорового рациона питания, то успех вам обеспечен.

источник

В 101 раз об обучении, или зачем нужна тренерам анатомия?

Автор: Дмитрий Калашников, к.п.н. Президент Ассоциации Профессионалов Фитнеса

Нужна ли тренерам анатомия и физиология? — Конечно. Что за тренер, который не знает анатомию и физиологию?! – скажут многие. — А зачем? — Ну… чтобы тренировать эффективнее… упражнения подбирать правильно… еще для чего-нибудь… Давайте все-таки разберемся, ЗАЧЕМ тренеру необходимы анатомические и физиологические знания.

Посмотрим на ситуацию сначала глазами рядового энтузиаста бодибилдинга (которыми и являются, к сожалению, большинство персональных тренеров). Допустим, тренер знает, что для развития грудных мышц нужно выполнять упражнение «жим лежа». Причем, знает, как выполнять правильно и безопасно. И еще он знает, что « пучки частей большой грудной мышцы, заметно конвергируя, проходят в латеральном направлении и прикрепляются к гребню большого бугорка плечевой кости » Какая связь между этими фактами? НИКАКОЙ! Т.е. человек может спокойно выполнять это упражнение и укрепить свою грудную мышцу, совершенно не представляя, где она находится. Точно так же, как водитель автомобиля может эффективно управлять им, не зная, как он устроен.

Советуем прочитать:  Упражнения для икроножных мышц с гантелями для

Так необходимо ли тренеру знать анатомию и физиологию и, если да, то зачем? Давайте попробуем разобраться…

Чтобы понять, что нужно знать персональному тренеру, а что нет, придется для начала ответить на вопрос: а в чем заключается его деятельность в качестве сотрудника фитнес-клуба? Давайте оставим в стороне такие роли персонального тренера, как работник сферы услуг и продавец услуги «персональная тренировка» и остановимся на его ролях в качестве тренера и консультанта . Подбирая и дозируя нагрузки, а также консультируя по вопросам здорового образа жизни и питания, он удовлетворяет потребности клиента в изменении своей физической формы и повышении уровня здоровья.

Для выполнения этих задач (впрочем, как и любых других) ему необходимо знать и соблюдать некую ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ . В работе персонального тренера она должна содержать описание действий по определению степени готовности человека к нагрузкам, параметров нагрузки для ее дозирования, режимов нагрузки, соответствующих типовым целям клиентов, стандарты нормирования нагрузки и правила организации тренировочных занятий. Плюс добавьте сюда штук тридцать-сорок основных упражнений.

Так вот, перечисленная выше информация в сжатом виде занимает 10-20 страничек печатного текста и может быть освоена смышленым человеком ЗА НЕДЕЛЮ!

Речь, конечно же, идет о т.н. «натаскивании». Достаточно дисциплинированный человек, работая строго по технологии и обладая хорошими коммуникативными способностями, может быть ДОСТАТОЧНО эффективным при выполнении своей работы. Однако с таким уровнем знаний и умений связан ряд проблем.

Персональный фитнес-тренинг специфичен:

во-первых, до настоящего времени четко определенной и зафиксированной технологии работы фитнес-тренера в России не существовало. Даже американские источники дают несколько размытое представление о такой технологии. Мною изучены учебники «Fitness: The Complete Gu >«Фитнес-тренинг»* ;

во-вторых, в этой должности зачастую оказываются энтузиасты бодибилдинга и фитнеса, а также спортсмены этих видов спорта. Единственный источник знаний для них – либо популярная литература этой тематики, либо советы тренеров или людей, имеющих некий авторитет в этой субкультуре.

В силу этих причин очень часто технологии и методики, применяемые в фитнес-индустрии и коммерческом любительском бодибилдинге, абсолютно не системны, научно не обоснованы, не опираются на общие принципы тренировки (по причине не знания оных) и выглядят как пестрое лоскутное одеяло. Как говорится, «у каждого додика своя методика».

Дополнительная путаница вносится еще и по следующей причине. Человеческий организм, обладая колоссальным адаптационным возможностями, часто приобретает благоприятные изменения даже вопреки безграмотным тренировочным методикам. Особенно если тренировочный процесс подкреплен фармакологической поддержкой, столь популярной у любителей бодибилдинга. В качестве яркого примера можно вспомнить жуткие тренировочные программы Арнольда Шварценеггера, описанные им в своей печально известной энциклопедии, копируя которую, многие энтузиасты бодибилдинга приобрели серьезные проблемы со здоровьем.

При этом энтузиасты и спортсмены из бодибилдинга в силу своего значительного тренировочного стажа и внушительных внешних данных могут иметь достаточно высокий авторитет среди тренерского состава фитнес-клуба и диктовать моду на тот или иной подход к тренировочному процессу. Поэтому внедренные правильные технологии, методики и стандарты, не подкрепленные ПОНИМАНИЕМ их физиологического воздействия и целесообразности, могут выполняться отчасти или не выполняться вообще. А значит, и результат такой попытки организовать работу по правилам, единым для всех тренеров, будет если не нулевой, то минимальный.

Итак, вернемся к знаниям, необходимым персональным тренерам. Они выстраиваются в следующую логическую последовательность:

  1. Анатомия (строение человека, из чего он состоит)
  2. Физиология (как он функционирует)
  3. Физиология спорта (как он функционирует под нагрузкой)
  4. Теория тренировки (понимание тренировки как частного проявления физиологических процессов, общие принципы и закономерности)
  5. Методика тренировки (анализ различных по направленности тренировочных воздействий)
  6. Технология фитнес-тренировки (описание работы фитнес-тренера)

Итак, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ изучение перечисленных выше блоков дает в конечном итоге ПОНИМАНИЕ той технологии, по которой предлагается работать специалисту, и тех методик, рекомендаций, ограничений, которые ему нужно будет в своей работе использовать.

Задача эта наиважнейшая. Однако она будет решена лишь в том случае, когда организованное обучение содержит все перечисленные выше этапы, которые как бы нанизаны на одну логическую ось и приводят к абсолютно конкретному результату – знанию и пониманию КОНКРЕТНОЙ технологии работы. Именно эта цель будет определять объем и содержание всех предыдущих блоков программы.

Кроме этого, в силу, увы, невысоких способностей тренерского состава к пониманию и усвоению материала и его логическому осмыслению, подача материала по анатомии и физиологии должна быть обеспечена максимальным количеством «зацепок» материла за конкретные примеры из практики фитнес-тренинга и работы персонального тренера. В процессе освоения начальных уровней программы, анатомии и физиологии, преподаватель должен как можно чаще предлагать решать проблемные задачи из практики тренерской деятельности, опираясь на усвоенный материал. Наша многолетняя образовательная деятельность показала полное отсутствие у этого контингента слушателей способности самостоятельно увязывать теоретические знания по анатомии, физиологии и биомеханике с теми задачами, которые им приходится решать в их профессиональной деятельности. Экзамены нередко проявляли парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию: слушатель на «отлично» сдавал экзамены по анатомии и физиологии, затем в попытке решить элементарные задачи из практики фитнес-тренинга продолжал опираться на почерпнутые из популярных бодибилдерских журналов мифические концепции.

Поэтому, повторю еще раз, программу обучения следует организовывать, ставя абсолютно конкретные задачи по освоению определенной технологии или методики тренировки.

В практике управления персоналом в сфере фитнес-бизнеса сплошь да рядом можно наблюдать следующую картину. Оглядев в очередной раз критическим взором тренерский состав своего клуба, фитнес-директор, менеджер подразделения или HR-менеджер заключает (руководствуясь, скорее всего, субъективными ощущениями), что уровень их профессиональных знаний недостаточен. К огромному сожалению, они руководствуются лишь пониманием того, что «сотрудников нужно обучать и развивать», приблизительным знанием, что «тренеры должны знать анатомию и физиологию, да еще не вредно им узнать о чем-нибудь новом в области фитнес-тренинга», а также, вероятно, желанием сэкономить. Поэтому организатор обучения приглашает преподавателя по анатомии (убеленного сединами, заслуженного и уважаемого профессора), по физиологии (седина, профессор) и, спросив тренеров, какого-нибудь харизматичного, известного в этой среде, эксперта по тренингу.

В конечном итоге, даже получив обратную связь от слушателей, что «программа была интересной и полезной», в работе тренерского состава не меняется НИЧЕГО ! Причем каждый из преподавателей отработал весьма качественно. Вспомните Райкина: «Я лично пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть? К пуговицам претензий нет — пришиты намертво!»

Единственный и самый главный результат такого обучения – снижение у самого организатора программы и его руководства внутреннего ощущения тревоги или неудовлетворенности от предполагаемого ими невысокого уровня знаний у тренерского состава. Обучение провели, на душе полегчало, перед руководством отчитались, тренеры с облегчением вздохнули: «Все, слава богу, отстали, можно вернуться к своей обычной работе – «рубить персоналки».

Лежит ли этот результат в русле стратегических задач организации? Вопрос, как мне кажется, риторический…

В заключение, хочу напомнить менеджерам банальные, хорошо известные им, но не потерявшие актуальность, аксиомы:

  1. любые управленческие решения должны быть направлены на решение организацией ее стратегических задач
  2. любые управленческие решения (в т.ч., и решения о проведении обучения) должны решать КОНКРЕТНЫЕ, ИЗМЕРИМЫЕ, РЕАЛЬНЫЕ И ПРИВЯЗАННЫЕ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ МОМЕНТУ ВРЕМЕНИ задачи
  3. инвестиции в обучение обязаны увеличивать прибыль

И менеджер совершенно четко и прозрачно должен видеть, каким образом это произойдет!

* В Учебно-методическом центре Ассоциации Профессионалов Фитнеса (FPA) разработана такая технология. На ее освоении основано обучение персональных тренеров в Учебном центре FPA.

источник