Меню
Меню

Кому говорит чацкий тот и славился чья чаще гнулась шея

Действие второе, явление 2

А! Александр Андреич, просим,

Да, разные дела на память в книгу вносим,

Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?

Не приключилось ли печали?

У вас в лице, в движеньях суета.

Не можно же пускаться мне вприсядку!

Я только, что спросил два слова

Об Софье Павловне, быть может, нездорова?

Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не упрекай оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд.

Раскланяйся — тупеем не кивнут.

Вельможа в случае — тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

На куртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкий;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдруго́рядь — уж нарочно,—

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по вашему? по нашему — смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!

И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом;

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Прямой был век покорности и страха,

Всё под личиною усердия к царю.

Я не об дядюшке об вашем говорю;

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком?

И разрушаясь в ветхой коже,

Чай приговаривал: ах! если бы мне тоже!

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;

источник

Кому говорит чацкий тот и славился чья чаще гнулась шея

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

8.Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы?

Ф а м у с о в
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом:
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине,
А в те поры все важны! В сорок пуд…
Раскланяйся – тупеем не кивнут,
Вельможа в случае – тем паче;
Не как другой, и пил и ел иначе.
А дядя! Что твой князь? Что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не прошиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал вдругорядь – уж нарочно,
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
А? как по-вашему? По-нашему – смышлен.
Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович! Шутка!
В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — ну-тка!

Ч а ц к и й
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол, не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружева плели.
Прямой был век покорности и страха,
Все под личиною усердия царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок,
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай, приговаривал: — Ах! Если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

Ф а м у с о в
Ах! Боже мой! Он карбонарии!

Ч а ц к и й
Нет, нынче свет уж не таков.

Ф а м у с о в
Опасный человек!

Ч а ц к и й
Вольнее всякой дышит
И не торопится вписаться в полк шутов

Ф а м у с о в
Что говорит! И говорит, как пишет!
А. С. Грибоедов, «Горе от ума».

8.В данной сцене грибоедовской пьесы «Горе от ума» впервые прозвучала тема взаимоотношения представителей разных поколений. Автор, стараясь подчеркнуть социально-политический конфликт XIX века, представляет читателю столкновение прогрессивных взглядов Чацкого с косным «фамусовским обществом». Главный герой, Чацкий, протестует против господствующих в обществе нравов, которые требуют рабства и лицемерия. Его нравственные принципы никогда не позволили бы ему «гнуть шею» ради славы. А Фамусов напротив восхищается Максимом Петровичем, который ради приветливого слова от высокопоставленных людей готов выставлять себя на посмешище. Таким образом, в данной сцене завязывается конфликт между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».

источник

Блин, очень срочно, очень надо, пожалуйста помогите)) МНОГО БАЛЛОВ ДАЮ))
Все вопросы по комедии «Горе от Ума» очень кратенько пожалуйста
1) Почему при первой встрече с каждым, Чацкий успевает всех раздражить? Почему настраивает всех против себя?
2) Кто победитель в поединке Чацкого и Фамусовского.
3)Сцена бала, кто среди гостей? что это за люди?​

Что ты хочешь узнать?

Ответ

1)В обществе, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого делает его «опасным человеком». Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий «властей не признает», так же как не признает чинов и богатства «отцов отечества», которые «грабительством богаты».

И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его «дичатся, как чужого».

Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и молчалиных. Его афоризмы резки и тверды: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»; «Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары». Эти отточенные реплики Чацкого как бы очерчивают границу между ним и «веком минувшим», но не отжившим еще, не умершим.

3)своим поведением ко всем, например: Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя. … Это легко объясняется тем, что он уже успел настроить против себя не только хозяев, но и гостей.

4) Кто-то пустил об нем слух, что он сумасшедший. Никто не поверил, но все повторяют…» Так сам Грибоедов обозначил главные, с его точки зрения, сюжетные моменты в «Горе от ума»: непонимание обществом умного человека, его поражение в любви и выдумку о его сумасшествии. Предметом нашего анализа является третье действие (явления 14 – 21). Как возникла на балу, в фамусовском доме, сплетня о сумасшествии Чацкого, кто ее распустил, почему ее поддержали гости Фамусова? Но чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к началу комедии. В сонную тишину фамусовского дома Чацкий ворвался как вихрь. Но его прерывистое дыхание, бурная радость от встречи с Софьей, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны здесь, в доме, где все построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого — «незваная гостья». Здесь откровенность под запретом и пылкие признания Чацкого кажутся странными, красноречие — дерзким, а порывистость Чацкого сулит лишь неприятные неожиданности. И потому в доме Фамусова Чацкий встречен холодно и неприязненно, потому его «дичатся, как чужого». Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром Фамусовых и Молчалиных. Но он из тех героев, у кого «ум и сердце не в ладу». Ум подсказывает ему необходимость разрыва с домом Фамусова, а сердце требует любви Софьи. Чацкий чувствует себя на грани катастрофы и первый произносит слова о сумасшествии: Потом От сумасшествия могу я остеречься; Пущусь подалее — простыть, охолодеть. Не думать о любви… Софья «про себя» в ответ на это искреннее признание Чацкого замечает: «Вот нехотя с ума свела!» Чацкий ищет оправданности любви Софьи к Молчалину и обманывается, потому что то, что презираемо им, в барской Москве возвышает человека. И на балу этот конфликт Чацкого и фамусовского мира проявляется с полной силой. Независимое поведение Чацкого, его резкие суждения о присутствующих, вызывают раздражение гостей Фамусова. Раздражение ищет выхода и наконец прорывается слухом о сумасшествии Чацкого.

Советуем прочитать:  Высыпания у ушей и шее

источник

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (1824 г.) русского писателя и дипломата Грибоедова Александра Сергеевича (1795 – 1829) описан в действии 2, явлении 2 комедии.

Александр Андреевич Чацкий вернулся после трехлетнего путешествия в Москву и посетил дом Павла Афанасьевича Фамусова. Чацкий и дочь Фамусова София, до его отъезда, любили друг друга. Первый обстоятельный разговор Чацкого и Фамусова состоялся после того, как Чацкий, разместившись в Москве, прибыл подробно рассказать о себе и узнать о Софие. Фамусову не понравились взгляды Чацкого на жизнь и общество.

А! Александр Андреич, просим,

Фамусов (Слуге)

Да, разные дела на память в книгу вносим,

Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?

Не приключилось ли печали?

У вас в лице, в движеньях суета.

Не можно же пускаться мне вприсядку!

Я только что спросил два слова

Об Софье Павловне, быть может нездорова?

Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Сказал бы я во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя [ 4 ] ,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд.

Раскланяйся, тупеем не кивнут [ 5 ] .

Вельможа в случае [ 6 ] , тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

На куртаге [ 7 ] ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкий;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдругорядь — уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по-вашему? по-нашему смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

За то бывало в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович! Да! Вы, нынешние,— нутка! —

И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом;

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Прямой был век покорности и страха,

Всё под личиною усердия к царю.

Я не об дядюшке об вашем говорю;

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком?

И разрушаясь в ветхой коже,

Чай приговаривал: Ах! если бы мне тоже!

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;

Недаром жалуют их скупо государи. —

Нет, нынче свет уж не таков.

И не торопится вписаться в полк шутов.

Что говорит! и говорит как пишет!

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Он вольность хочет проповедать!

Кто путешествует, в деревне кто живет.

Да он властей не признает!

Кто служит делу, а не лицам.

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Терпенья, мочи нет, досадно.

Ваш век бранил я беспощадно,

Предоставляю вам во власть:

Хоть нашим временам впридачу;

Уж так и быть, я не поплачу.

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

На что ж? я их не оскорблю.—

Фамусов (скороговоркой)

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди.

Длить споры не мое желанье.

Хоть душу отпусти на покаянье! —

↑ 4) . покойник дядя, // Максим Петрович. — Прототипом Максима Петровича считали екатерининского вельможу Н. Н. Новосильцева, жившего на покое в Москве и поражавшего всех своим великолепием и роскошью. Однако круг лиц из числа «тузов», живших тогда в Москве, к которым подходила бы эта характеристика, был широким.

↑ 5) . тупеем не кивнут. — Тупей (франц. toupet) — собранный на затылке пучок волос; старинная прическа.

↑ 6) Вельможа в случае. — т.е. в милости, в «фаворе» у царя или царицы. Ср. у И. А. Крылова — название басни: «Слон в случае».

↑ 7) На куртаге. — Старинное слово (из франц. cour — двор и немецк. Tag — день) — приемный день при дворе.

↑ 8) . он карбонари! — Карбонарии («угольщики») — члены революционной политической организации в Италии. Движение карбонариев, начавшееся в 1817 г., в 1820—1821 гг. приняло характер революции в Неаполе, Пьемонте и Папской области. В России декабристы горячо сочувствовали карбонариям и имели с ними некоторые связи (см. Ковальская М. И. Итальянские карбонарии и передовая Россия // Вопросы истории, 1967,№ 8, с. 78—90). Для читателей 1823—1824 гг. восклицание Фамусова о карбонарстве Чацкого имело всю остроту злобы дня.

источник

Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? А.С. Грибоедов «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

В драматической комедии А.С. Грибоедова, представитель «века нынешнего», Александр Чацкий прикладывает немало усилий, чтобы противостоять барской Москве. Это ведущий персонаж с бурей эмоций по отношению к окружающему его обществу, которые он наиболее часто выражает в своих размышлениях вслух. Но какую же роль играют монологи в раскрытии его образа?

Одна из первых осуждающих речей, произносится Чацким в конфликте с Фамусовым о мнимых авторитетах: «И точно начал свет глупеть…» Герой презирает чинопочитание и низкопоклонство, которыми руководствовались не только, Максим Петрович, но и все уходящее поколение.

Александра Андреевича возмущает вся низость этих людей, которые ставили себе в цель не служение родине, а карьеризм, наживу, причем добиваясь этого всегда одними средствами: лестью и глупым преклонением:

«Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом…»

На протяжении всего монолога главный герой показывает не только свои новые взгляды на прежние общественные порядки, но и, вступив в спор с Фамусовым, Чацкий не боится выразить свое мнение, даже не просто не боится, а не может молчать, когда внутри его разделяет негодование от такого гнусной бессмысленницы. Это одна из его характерных черт, которая побуждают Александра Андреевича к действию.

Но не только это возмущает героя, вскоре появляется еще один человек, идеалы которого не совпадают с Чацкими. Скалозуб — военный служащий, помышляющий только о званиях и своих орденах. Фамусов описывает его как человека важного и солидного, ссылаясь на его чин и количество душ. Их разговор становится тем самым поводом, когда Чацкий прекращает свое молчание. Он не верит изменениям Москвы, лишь новые постройки украшают ее: «Дома новы, но предрассудки стары». Главный герой опять же метко и точно поддевает главные проблемы того времени: крепостничество, неоправданное возвышение «мундира» — всеобще утвердившееся мнение о превосходстве военной профессии, а также приверженность устаревшим мнениям и правилам, которые совсем себя изжили. В отличии от окружающих людей Чацкий не только верит, что успеха можно добиться и в других областях жизни: искусстве и науке, но и ценит человека по его личным достоинствам, а не по капиталу, как делают многие.

Другим значимым эпизодом является: «В той комнате незначащая встреча», — где звучит тема родины в словах Чацкого: он видит красоту страны в ее старине, нравах, которые променяли на чужую речь и «шутовской наряд», поэтому для «французика из Бордо» нет разницы между своим отечеством и этим. Россия теряет свою индивидуальность и все больше поддается заграничному влиянию: наибольшее внимание уделяется не людям с умными мыслями, а «выписным лицам» — один факт их происхождения ставит себя в авторитет перед Московским обществом. Вот что беспокоит Чацкого как истинного патриота, для которого родной звук приятней заграничной болтовни. Нетрудно заметить, что он в своих высказываниях почти не употребляет иностранных слов, а больше встречаются архаизмы: одаль, ужли, вече и другие. К тому же речь его разнообразна, богата не только старинными словами, но и яркими афоризмами, цитатами из художественных произведений, что говорит об образованности и начитанности героя.

В финальной сцене, что служит развязкой конфликта между человеком и обществом, Чацкий окончательно убеждается в нелепости Фамусовского окружения и невозможности хоть как-то на него повлиять. Он разочарован в своей любви к Софье, к человеку, который, по его мнению, играл с чувствами Александра и за спиной называл его сумасшедшим. Такое восприятие вещей не совсем красит героя в том плане, что ни о какой любви в юношестве не было упомянуто, из чего можно предположить, что Чацкий ведет себя отчасти наивно, не видит настоящей картины произошедшего. Однако стоит отметить, что герой в конце «не падает в грязь лицом», он держится умеренно и гордо, потому что верит в правоту своих взглядов, именно это, по-моему мнению, делает его победителем, а не побежденным.

Советуем прочитать:  Жировики на шее и плечах

Подводя итог, монологи играют важную роль в раскрытии образа Чацкого. Благодаря им мы видим его сильные и слабые черты: упорство, гордость, способность отстаивать свое мнение, патриотизм и немного ребячества, а также те новые убеждения, которые должны были разрушить старые общественные порядки и направить страну на истинный путь.

источник

горе от ума 5-7 цитат характеризующие Чацкого

И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю,
Его не возмутим мы праха;
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
А сверстничек, а старичок
Иной, глядя на тот скачок
И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: ах, если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде.
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары.

А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты – иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!! !
Или вон тот еще? Который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей? !
Сам погружен умом в зефирах и в амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке!! !
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! ! –
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый.
И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? !
Теперь уж в это мне ребячество не впасть,
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

источник

Напишите анализ монологов Чацкого и Фамусова (2) «Горе от ума»

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров) .

«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен.. . Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными. » (А. С. Пушкин) .

«Молодой Чацкий похож на Стародума.. . В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного. » (77. А. Вяземский) .

«. В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский) .

«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Чацкий является идеологом «века нынешнего» . Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.

Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки. ») ; к образованию («. Чтоб грамоте никто не знал и не учился») ; к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея. ») ; к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели. ») ; к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица. ») ; к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных. ») .

Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.

Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.

Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш батюшка. ») . Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.

Второй монолог («И точно, начал свет глупеть. » ) — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» .

Третий монолог («А судьи кто?» ) — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.

Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.

Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча. » ) — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.

Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом. » ) — развязка сюжета.

В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) .

Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.

В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья») .

Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого («Свежо предание, а верится с трудом. »)

источник

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Роль монолога в драматургии. В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это­го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2). Этот монолог становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об­щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини­мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы­вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра­дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф­ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас­положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа­мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на­стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище­ты», царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли­чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не­соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та­кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа­ление:

Советуем прочитать:  Защемило мышцы шеи после тренировки

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки.

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог­лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде­ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс­лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором…

В этом же монологе получает развязку и любовный конф­ликт Чацкого, пребывавшего до последнего момента в неве­дении относительно выбора Софьи.

источник

Срочно нуна!! ответьте. (вопрос внутри)

«Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен» (И. А. Гончаров) .

«Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен.. .Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными. » (А. С. Пушкин) .

«Молодой Чацкий похож на Стародума.. .В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного. » (77. А. Вяземский) .

«. В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты» (В. Ф. Одоевский) .

«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфликтом «века нынешнего» и «века минувшего» . Чацкий является идеологом «века нынешнего» . Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.

Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию («Хлопочут набирать учителей полки. ») ; к образованию («. Чтоб грамоте никто не знал и не учился») ; к службе («Как тот и славился, чья чаще гнулась шея. ») ; к чинам («А тем, кто выше, лесть, как кружево плели. ») ; к иностранцам («Ни звука русского, ни русского лица. ») ; к крепостному праву («Тот Нестор негодяев знатных. ») .

Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.

Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.

Первый монолог — экспозиция («Ну что ваш батюшка. ») . Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.

Второй монолог («И точно, начал свет глупеть. » ) — завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление «века нынешнего» и «века минувшего» .

Третий монолог («А судьи кто?» ) — развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.

Четвертый монолог — важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.

Пятый монолог («В той комнате незначащая встреча. » ) — кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.

Шестой монолог («Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом. » ) — развязка сюжета.

В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит) .

Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. «Говорит, как пишет» , — характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.

В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов («ум, алчущий по-знанья») .

источник

И один в поле воин, если он Чацкий

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1822 году. И только в 1824 году он заканчивает работу над ней. В Петербурге ему удаётся напечатать отрывки из неё. Однако читатели могли познакомиться с комедией в рукописных списках. В 1824 году такой список привозит Пушкину в Михайловское Пущин.

Появление «Горе от ума» было очень своевременным. Это произошло накануне декабристского восстания. Герой комедии Чацкий был одним из новых людей,борцом против всего старого и отжившего. Русский критик и писатель И.А.Гончаров писал,что «Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь ум.»

«Горе от ума» часто называют «бессмертной комедией». Это правда,так как её значение очень велико и для нашей жизни. В ней много мудрости,она объясняет людям их поведение,учит быть сильными,ненавидеть ложь.

Главный герой комедии,Александр Андреевич Чацкий,дворянин,получил хорошее образование в Москве. Уехал путешествовать за границу. Вернулся через три года обратно в Россию.
Все знают о его высоком уме. Фамусов говорит Скалозубу:

. Не служит,то есть в том он пользы не находит,
Но захоти — так был бы деловой.
Жаль,очень жаль,он малый с головой,
И славно пишет,переводит,
Нельзя не пожалеть,чтоб с эдаким умом.

Чацкий с большой ответственностью относится к службе,но прислуживаться нигде не хочет. Он общался с министрами,но разошёлся во взглядах:»Служить бы рад,прислуживаться тошно.»
Чацкий умён,и он понимает,кто перед ним. Он видит вокруг себя глупых,наглых и несчастных людей.

Снова после разлуки увидев Софью,Чацкий забывает обо всём. Он страстно в неё влюблён:»Чуть свет — уж на ногах!и я у ваших ног!» Чацкий поражён её красотой и холодностью к нему. Он мучается в догадках,кто же теперь её избранник,Молчалин или Скалозуб. Вскоре он понимает,кого она предпочла,и горько разочаровывается.

На званом вечере Чацкий видит гостей Фамусова и говорит им,что нельзя быть такими,какие они есть,пусть они всмотрятся в себя повнимательнее и увидят,что ничего полезного они не делают. В монологе о французике из Бордо он высмеивает преклонение перед всем иностранным.

. Посмотришь,вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам,такие же наряды.
Он рад,но мы не рады.
Ах!если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный,бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий выступает против невежества,против низкопоклонства.

. Что нынче,так же,как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее,ценою подешевле?
Не то чтобы в науке далеки;
В России,под великим штрафом,
Наш каждого признать велят
Историком и географом.
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,чья чаще гнулась шея;
Как не в войне,а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!

Чацкий борется с ложью,он открывает людям глаза на правду,разоблачает их.

Где,укажите нам,отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли,грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.
Опять увидеть их мне суждено судьбой!
Жить с ними надоест,и в ком не сыщешь пятен?

Когда он узнает,что его считают сумасшедшим,ему становится очень горько. А узнав,что слух о сумасшествии распускает Софья,Чацкий испытывает настоящее потрясение.

Не образумлюсь. виноват,
И слушаю,не понимаю,
Как будто всё ещё мне объяснить хотят,
Растерян мыслями. чего-то ожидаю.

Слепец!я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье,думал близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!

С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!
В любви предателей,в вражде неутомимых.

Он устаёт от всего,он оскорблён,он всё бросает и уезжает от этих людей.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу,не оглянусь,пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!-
Карету мне,карету!

Чацкий покидает общество Фамусовых,но остаётся победителем. И один в поле воин,»если он Чацкий,и притом победитель»,- считает И.А.Гончаров. В жизни всегда появляются Чацкие.
«Каждое дело,требующее обновления,вызывает тень Чацкого — и кто бы ни были деятели,около какого бы человеческого дела,- будет ли то новая идея,шаг в науке,в политике,в войне — ни группировались люди,- им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета «учиться,на старших глядя»,с одной стороны,и от жажды стремиться от рутины к «свободной жизни» вперёд и вперёд,с другой.
Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия».

источник